Современные антифризы

Осень – время обслуживать автомобили и готовить их к зиме. Именно осень и начало зимы – пик продаж моторного масла, аккумуляторов и антифризов!

К выбору моторного масла автомобилисты подходят более внимательно, иногда, даже трепетно. Но антифриз – для многих, это просто заменитель воды в системе охлаждения двигателя, который не замерзает зимой. Таким небрежным отношением к вопросу выбора жидкости активно пользуются недобросовестные производители и продавцы в России. К сожалению, у нас слабое законодательство в этой сфере и практически отсутствуют ассоциации автопроизводителей или общественные объединения, которые за рубежом занимаются контролем качества продукции. Вот и приходится владельцам автомобилей самим разбираться в вопросе: «Какой антифриз выбрать? И как не ошибиться?». Чтобы помочь автолюбителям, мы собрали полезную информацию и советы по выбору и замене антифриза.

Современные антифризы, как и другие технические жидкости требуют подбора качественного сырья, применения эффективной рецептуры и технологичного оборудования по блендингу и разливу. Такими возможностями обладают компании, которые не первый год занимаются производством и реализацией технических жидкостей. Другими словами: изготовить и разлить не дорого, в сарае качественный антифриз не возможно!

Начнем по-порядку. Из чего производят современные охлаждающие жидкости? В основе антифриза обязательно есть вода и моноэтиленгликоль (МЭГ), а также комплекс присадок. Такая смесь обеспечивает низкотемпературные свойства жидкости, которые могут лежать в диапазоне: от 0 до -67 градусов по Цельсию и не позволяет коррозии разрушать двигатель.

Интересный факт. Сам моноэтиленгликоль (МЭГ) замерзает при -13 градусов по Цельсию. При разведении водой, температура замерзания раствора снижается и может составлять -65 градусов по Цельсию. Поэтому никогда не используйте концентрат антифриза в неразбавленном виде!

Теперь подробней о составе антифриза. Моноэтиленгликоль различается разным уровнем химической чистоты. От этого зависят и свойства готового антифриза. Качественный МЭГ существенно дороже. Недобросовестные производители охлаждающих жидкостей идут на различные хитрости, чтобы снизить себестоимость продукции. Например заменяют моноэтиленгликоль смесью глицерина и метанола, которые в разы дешевле. Значительное содержание глицерина дает обильную пену, а метанол так и вовсе активно испаряется и может вызвать возгорание. Кроме того, такие антифризы закипают при 60-70 градусов. Качественные антифризы имеют температуру кипения не ниже 120 градусов. Температура охлаждающей жидкости в двигателе 65-85 градусов! Датчик температуры перегрева не показывает, а двигатель «кипит»! Если такой антифриз попадает на раскаленные детали (например выпускной коллектор), то вероятность возгорания в моторном отсеке очень высока! Журнал за рулем провел испытания антифризов на предмет возгорания. (Статья от 17 августа 2016г). 

1212.jpg

Справа – качественный антифриз. Слева дешевый антифриз российского производства.

Результаты удивили даже экспертов! Из двенадцати образцов, закупленных в розничных магазинах, только 7 оказались качественными. А ведь проверяли всего лишь два параметра: температуру кипения и возгораемость!

В современных, качественных антифризах присутствие метанола не допустимо! Глицерин может содержаться, но не более 20%.

В некоторых антифризах в качестве основы используют полипропилен. Это нормально. Такие антифризы используют в пищевой промышленности и в замкнутых системах отопления домов. Полипропилен безопасен для здоровья. Такие антифризы дороже. В России, качественные антифризы для автомобильной техники производят только на основе моноэтиленгликоля.

Для разбавления моноэтиленгликоля используют очищенную, деионизированную воду. Очень важно вывести из воды все соли, так как обычная, водопроводная вода образует накипь в системе охлаждения. Это приводит к перегревам, плохой работе отопителя, засорению системы охлаждения и выходу из строя.


По вопросу основы качественного антифриза разночтений нет. Качество моноэтиленгликоля и чистота воды это важно! А метанол – это на совести серых производителей!

Но даже качественного моноэтиленгликоля и очищенной воды недостаточно, чтобы получить качественный антифриз нужно использовать современный комплекс присадок. Задача присадок – не допустить коррозии черных и цветных металлов, вспенивания жидкости, кавитации, накипи и других загрязнений. Самые важные из них это антикоррозионные. В устаревших или недорогих марках антифризов применялись силикатные пакеты антикоррозионных присадок. Силикаты, выпадая в осадок, покрывали сплошным слоем внутренние поверхности системы охлаждения и, тем самым, изолировали металлические детали от химически агрессивного моноэтиленгликоля и воды. Такая система защиты от коррозии работает не более 2-3 лет. Силикаты существенно снижают эффективность теплообмена и со временем, засоряют систему охлаждения. Поэтому силикатные антифризы нужно менять каждые 2 года!

Карбоксилатные антифризы имеют более современную, эффективную и безопасную защиту от коррозии. В таких антифризах, в качестве ингибиторов коррозии используют соли органических (карбоновых) кислот вместо силикатов. Карбоксилаты не выпадают в осадок и вступают в реакцию только с очагами коррозии. Таким образом сохраняется достаточно эффективная защита от коррозии, не страдает теплообмен, не засоряется система охлаждения. Такие антифризы называют «антифризами нового поколения» или «LongLife – антифризами». Такие охлаждающие жидкости служат 4-6 лет.

В описаниях можно встретить понятие «гибридные антифризы». В таком случае, речь идет о карбоксилатных антифризах, в пакете присадок которых, есть некоторое количество силикатов.  Это сделано для более эффективной борьбы с коррозией. При этом количество силикатов не столь велико, чтобы вызывать проблемы с теплоотводом и засорением системы охлаждения.

Есть устоявшееся мнение, что в определенной марке автомобиля нужно использовать антифриз определенного цвета. Например: Мерседес – желтый, Тойота – красный и т.д. Это не соответствует действительности! Цвет не оказывает никакого влияния на свойства антифриза. Это просто краситель! Подбор антифриза по цвету может иметь место только в рамках одного производителя (антифризов)! Практическая польза от «разноцветности» антифризов заключается в следующем: во-первых, яркий цвет предупреждает о том, что эта жидкость ядовита. Это, действительно так! Антифризы ядовиты! (Кроме пищевых, на основе полипропилена). Во-вторых, специальные флуоресцентные красители светятся в ультрафиолетовых лучах и позволяют с легкостью определить место утечки антифриза.

Еще один миф – это связь водородного показателя (ph) со свойствами антифриза. Показатель ph показывает какую химическую среду обеспечивает антифриз – кислотную, нейтральную, щелочную. Коррозия это процесс окисления металла. В кислой среде коррозионные процессы идут быстрее. Поэтому хороший антифриз имеет слабощелочную среду (ph от 7,2 до 9,5 единиц). В карбоксилатных (современных) антифризах этот показатель не сильно меняется с пробегом. А вот устаревшие, силикатные антифризы, в процессе работы, этот щелочной запас быстро расходуют. Поэтому стоит отнестись с недоверием, если вам говорят, что щелочное число антифриза упало ниже 9 единиц, а значит, антифриз выработал свой ресурс и требует замены. Это справедливо только для тосолов и дешевых силикатных антифризов. Для хорошего, современного антифриза   это норма! Мало того, антифризы с щелочностью выше 10 единиц сами являются агрессивной средой и их лучше не использовать в автомобиле.

В качественных, современных антифризах не должно быть: боратов (буры), фосфатов, аминов, нитритов. Все современные классификации запрещают их наличие.

В отличие от моторных масел, единых правил классификации антифризов нет. Зато есть множество фирменных допусков и классификаций, в которых может запутаться даже специалист. Самую развитую систему допусков имеет Фольксваген (VW). Очень часто на канистрах антифризов можно встретить обозначения G11, G12, G12+, G12++, G13. Это не что иное, как торговое название фирменных (OEM) антифризов VW. Допуски же VW обозначаются иначе:

TL774-C – Устаревшие, силикатные антифризы. У VW это G11. (до 1996 г.в.)

TL774-D – Карбоксилатные. Соответствуют VW G12

TL774-F – Карбоксилатные. Соответствуют VW G12+ (до 2008 г.в.)

TL774-G – Гибридные. Соответствуют VW G12++ (после 2008 г.в.)

TL774-J – Гибридные, с добавлением глицерина (до 20%). VW G13

Таким образом, при выборе антифризов нужно обращать внимание на следующие моменты:

Первое и основное – не покупайте подозрительно дешевые антифризы неизвестной торговой марки. Практика показывает, что в этих случаях нельзя верить ни надписям на этикетке, ни обещаниям в описании.

Если вы не нашли на этикетке фирменный допуск производителя вашего автомобиля, то обратите внимание на следущее: марка (или производитель) антифриза должна быть вам знакомы, пакет присадок должен быть карбоксилатный или гибридный, должны быть указаны хоть некоторые международные классификации или допуски известных автопроизводителей.

Наличие надписей «соответствует ГОСТ» или «Гарантия качества» - гарантией качества не являются!

Будьте внимательны при выборе антифриза! Это влияет на ваше здоровье и здоровье вашего автомобиля!

Компания ООО «Африка» представляет на рынке приморья только современные, качественные антифризы торговых марок: AGA, MANNOL, NIPPON LONG LIFE Antifreeze

В статье использованы материалы журнала «За рулем». Источник