Синтетический век

«Синтетика» или «минералка»? Этот вопрос, при выборе моторного масла для легкового автомобиля остался в прошлом! Достаточно взглянуть на товарные линейки ведущих брендов в области ГСМ, чтобы понять – минеральные масла остались в XX веке или в специфичных областях: например – сельскохозяйственная техника, либо устаревший коммерческий транспорт. Не осталось ни одной причины использовать минеральные масла в современных легковых автомобилях!


Причин этому несколько. Во-первых, стали значительно жестче требования автопроизводителей. В борьбе за потребителя, автоконцерны увеличивают межсервисные интервалы. Если раньше требовалось менять масло каждые 10 – 15 тысяч километров, то сейчас интервалы выросли до 40 – 50 тысяч километров. Во-вторых, технологии производства масел продвинулись далеко вперед, и цена сырья для производства синтетического масла уже не является преградой / проблемой. В-третьих, технологичность современных двигателей в разы выше, чем в прошлом веке. Многие системы просто не работают правильно на моторном масле с нестабильными характеристиками. В общем технологии и современные рекомендации не стоят на месте! А что же потребитель? Часто можно слышать мнения: «Да какая разница, - масло оно и есть масло!» или «Нет, синтетику в мой двигатель нельзя. Сальники побегут!» и еще «У меня там минералка была, синтетику долью,- свернется!». Любой специалист, связанный с производством моторного масла, с уверенностью скажет, что это лишь мифы прошлого века, к тому же весьма вредные. Не верите? Давайте разбираться!


Для начала, попытаемся понять: в чем разница между минеральным маслом и синтетическим и так ли она существенна. Когда говорят что масло минеральное или синтетическое, - речь идет о базовых маслах, сырье, основе готового продукта. Такие масла (базовые) классифицированы по системе американского института нефти (API) и разбиты на 5 групп. Принадлежность базового масла к определенной группе обусловлено набором основных свойств и способом производства. С первой и второй группой все ясно – это минеральное масло различной степени очистки. Четвертая и пятая группа – это синтетические базовые масла. Но 85% моторных масел производятся на сырье третьей группы! Даже специалист не скажет Вам с уверенностью: синтетика это или минералка. Сложность классификации заключается в том, что эти базовые масла произведены по современным технологиям гидрокрекинга. Гидрокрекинг это глубокая очистка минерального масла плюс улучшение его свойств. Поскольку эти процессы происходят на молекулярном уровне, то справедливо назвать этот продукт синтетическим (поскольку процесс синтеза налицо). Но с другой стороны – это, пусть и хорошо очищенное, но минеральное масло. На российском рынке, большинство независимых производителей моторного масла называют такие масла синтетическими. Оригинальные масла и жидкости (TOYOTA, HONDA и др.) названы минеральными, хотя имеют в своей основе все тот же гидрокрекинг.


Еще одна особенность современного производства масел – это сложность рецептуры. Говоря проще – готовое моторное масло это смесь нескольких базовых масел (как синтетических, так и минеральных) в разных пропорциях плюс комплекс присадок. Ну и как считать? В канистре у нас минералка или синтетика?


Как видим, в вопросе: минеральное масло или синтетическое, зачастую, нет правильного ответа! Остается рассчитывать на международные и фирменные классификации моторных масел и совесть производителя. Есть ряд косвенных признаков, по которым можно определить уровень качества масла. Некоторые данные можно видеть на канистре: вязкость (по SAE), уровень свойств (по API и ACEA). Другие – указаны в технических листах: индекс вязкости, температура вспышки (иногда-испаряемость), температура замерзания. Например, типичная вязкость минерального масла: 10W-30, 15W-40. Маловязкие: 0W-20, 5W-30 – это современные, технологичные моторные масла на синтетической или гидрокрекинговой основе. Высокая температура вспышки и низкая температура замерзания – характерны для синтетических масел.


Впрочем, для большинства автовладельцев важно, чтобы двигатель был надежно защищен и работал максимально эффективно и долго. Может ли минеральное масло обеспечить это? Для некоторых двигателей вязкое (минеральное) масло, в принципе, противопоказано. Ведь на нем не работает стабильно целый ряд систем, основные из которых: система изменения фаз газораспределения (VVTi и другие), система смазки и натяжения цепи газораспределения. Вывод один – для современного двигателя и масло требуется современное (соответствующее), а это, как правило, синтетическое масло.


Межсервисные интервалы (пробег до смены масла) сегодня увеличен до 15 тысяч километров и более. Минеральное масло не способно работать так долго, так как оно уже через 3-4 тысячи километров теряет вязкость и перестает защищать двигатель. Хорошие образцы синтетического масла способны работать 30 тысяч и более!


Для безотказной, надежной работы двигателя масляная система должна быть чистой! Минеральное масло не может этого обеспечить. Оно легко сгорает и дает обильные смолистые отложения, которые мешают работе двигателя. Выход из строя какой-либо системы, при этом, становиться лишь вопросом времени. Синтетическое масло, практически, не имеет примесей и отличается высокой температурой вспышки. Таким образом, синтетика, даже при очень высоких температурах работает значительно лучше минералки, сохраняя двигатель чистым!


Что до мифов (свернется, сальники побегут, нет разницы), то для них уже давно нет оснований. Все современные базовые масла прекрасно между собой «ладят». Практика показывает, что выпадение осадка, свертывание и т.д. происходит скорей из-за несоответствия присадок, чем из-за разнице в базовом масле. Так что синтетика здесь не причем!


Нейтральное отношение к сальникам и прокладкам – одно из основных требований любой системы классификации масла. Современная синтетика «равнодушна» к сальникам! Боятся нечего!


Ну а то, что разница в работе масла огромна, нет никаких сомнений. Сотни лабораторных тестов отработанного масла подтверждают это. К сожалению, это видят и механики, перебирая неисправные двигатели. А ведь огромного количества проблем можно избежать, правильно подбирая моторное масло для автомобиля.


Каковы же выводы для простых автовладельцев? Современные, качественные моторные масла, как правило, синтетические. Боятся этого не нужно. Мало того, при выборе моторного масла, стоит задуматься: стоит ли экономить на этом? В конечном счете, такая экономия дорого обходится! Имея хороший, современный автомобиль и масло нужно выбирать XENUM!


P.S. Вся линейка моторных масел XENUM имеет в основе высококачественные базовые масла IV и V групп по API. Это позволяет маслам XENUM работать, не теряя свойств, значительно дольше чем любые предписания производителя техники.